Минувший год был ознаменован введением обязательной маркировки табачной продукции - на добровольных началах в пилотном проекте по введению Data Matrix приняли участие крупнейшие табачные фабрики России. Теперь отраслевики работают по-новому, и оператором маркировки с недавнего времени отслеживается каждая из пачек табака.
Наносить DataMatrix - этикетки на производстве отечественные фабрики законодательно обязали с 1 июля 2019года. Каждая пачка табака при этом получила собственный уникальный штрих-код. С этого момента выпуск табака в пачках запрещен, если на самой упаковке не пропечатан зарегистрированный у оператора системы читаемый двухмерный штрих-код.
Поскольку каждая поставка табака сопровождается УПД, участники рынка для взаимодействия между контрагентами должны были подключить ЭДО. Там помимо перечня и количества поставляемой продукции, прописываются и сами коды Data Matrix. Изменился механизм ведения розничных продаж: теперь они происходят с обязательным сканированием инновационной этикетки, на которую нанесен двухмерный код. После каждой реализации поступает заявка на выведение из оборота кода маркировки.
Любые действия с продукцией, которая содержит табак, без цифровых марок отныне запрещены. Взаимодействия между контрагентами осуществляются через ЭДО, при этом передаточные документы содержат также информацию об идентифицирующих средствах. Любые сведения о действии контрагентов с дата Матрикс поступают в отлаженную систему "Честный знак". Таким образом, прослеживается дальнейший путь от прилавка любой пачки табака. Для рядовых потребителей это возможность получать действительно качественную продукцию, не опасаясь нарваться на контрафакт. Сами же производители страхуют себя от возможных уходов товара "налево" в процессе его реализации.
Введение средств идентификации пришлось на большую часть продукции, которая так или иначе содержит табак. При этом альтернативная табачная продукция попала под действие ограничений заблаговременно. К чипированию законодатели данную товарную категорию подключили позже, так что и сроки здесь определены были иные.
Крайней датой маркировки остатков стало 1 июля 2021 года - после этого наносить этикетки с кодами маркировки на табачные остатки складского типа уже невозможно. Так что пока не содержащая цифровые метки альтернативная табачная продукция может храниться на складах. Однако запрещены любые действия с изделиями, не обладающими подобной маркировкой. От предпринимателей каждая операция, производимая с товаром, уже попадает в общую каталогизированную систему "Честный знак".
Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП) позволяет отслеживать правомерность действий реализаторов, а также наличие необходимого акциза на каждой пачке табака отечественного производства. От теневиков это действительно спасает, поскольку мониторинг оборота полностью проводится через систему "Честный знак". Разработана была перспективная система отслеживания данных Центром развития инновационных технологий. который и выступил действующим оператором ЭДО. С помощью ее отслеживается движение каждой отдельной пачки табака - начиная от момента ее производства, до реализации каждому конкретному потребителю.
Индивидуальный DataMatrix, который присваивается каждой пачке табака представляет собой напечатанный на этикетке двумерный штрих-код. Он обладает повышенной криптозащищенностью, и подделать улучшенный акциз практически невозможно. Оператор маркировки самостоятельно генерирует идентификаторы. Располагается цифровая метка на верхней части упаковки табака. она содержит в виде цифровой последовательности следующие данные:
Используется двухмерный штрих-код однократно.
В условиях введения нового механизма контроля значительно изменилась структура взаимодействия контрагентов на рынке табачной продукции. Максимум обязательств при это получает организация - импортер, которая проходит обязательную регистрацию в системе "Честный знак" и проклеивает табачные пачки идентификаторами. Реализация табачных изделий конечному потребителю осуществляется посредством онлайн-кассы. Для того, чтобы выполнить нормативы прослеживаемости, кассовый работник сканирует штрих-код перед каждым отдельным формированием чека. Проданный код после этого списывается, получая технический статус "Выведено из оборота".
Проверить подлинность кода может любой гражданин, посредством сканирования его в специальном мобильном приложении "Честный знак". Так можно получить всю имеющуюся у оператора маркировки информацию о каждом отдельном товаре. если в системе отсутствует Дата Матрикс, можно сообщить о нарушении. Подобные формы гражданского контроля позволяют не проводя проверки, выявлять потенциальные нарушения.
ИванКальян: мы продаем только маркированный акцизный табак для кальяна.